Зимний Байкал 2017 оставил столь незабываемые впечатления, что спустя пять лет я собрался туда снова. Точнее, собрался я гораздо раньше, но реализовать этот план получилось только сейчас. Очень хотелось проехать вдоль всего Великого озера с юга на север, от Слюдянки до Северобайкальска, что составляет (уже по факту) 700 км.
Это 700 км зеркального льда, снега, торосов, трещин, бодрого байкальского ветра, живописных скал и просто единения с фантастической природой, общения с интересными людьми.
Озеро или, как называют местные жители, море, можно условно разделить на три части:
— южный Байкал, от Слюдянки до Листвянки (90 км). Эта часть всегда под снегом различной толщины, но многочисленные рыбаки и немногочисленные туристы раскатывают колеи, практически всегда проходимые на обычном веле, а на фэте и подавно.
— средний Байкал, от Слюдянки до мыса Хобой острова Ольхон. Тут, как правило, всегда есть открытый лед. Эта зона хорошо продувается ветрами, и даже если насыпало снега, его очень быстро раздувает ветром, да и многочисленные Хивусы, катающие туристов, расчищают широченные ледовые полосы вдоль западного берега.
— северный Байкал, от Хобоя до Нижнеангарска. Эта часть практически всегда под снегом. Раскатывают, конечно, колеи на Северобайкальск, Святой Нос, Ушканьи острова, Усть-Баргузин, но надеяться на их проходимость нельзя — первый снегопад сделает эти «дороги» непроходимыми даже на фэте…
В средней части мне бывать уже приходилось, но ни на юге, ни на севере еще нет.
Формат похода мой стандартный — темп средне/высокий — если можно где-то ускориться, то нужно ускориться и создать запас времени на будущее. Осмотр достопримечательностей, фото/видеосъемка — это святое: именно за этим мы и путешествуем, чтобы получить впечатления и сохранить их.
Как и в прошлый раз — без палатки. Расчет на ночевки на базах, кордонах , зимовьях. Несмотря на кажущуюся безлюдность, места эти достаточно населены, всегда можно найти крышу, тепло и доброго собеседника! С собой, конечно, легкий спальник на 0 комфорта, коврик, и спасодеяло на случай непредвиденной холодной ночевки.
Питание на маршруте — моя обычная схема, горячий завтрак и ужин. В течение дня перекусы сухофруктами, батончиками, булочки/печеньки, и конечно чай.
Велосипед — в этот раз, с учетом снежных участков в южной и северной части это фэтбайк на шипованной резине 45NRTH Dillinger 4,6 дюйма. Без шипов на байкальском льду делать нечего!
Логистика. Туда — самолет Ростов-Москва-Иркутск, электричка до Слюдянки. Обратно — поезд Северобайкальск-Красноярск, самолет Красноярск-Москва-Ростов.
В силу известных событий, лететь пришлось через Минводы, что добавило еще два поезда — Ростов-Минводы и Минводы -Ростов соответственно.
Продолжительность похода — самый сложный вопрос в части планирования — слишком много «неизвестных» с дорогами в южной и северной части. Изначально планировал 10 дней, потом сократил до 9 из-за стыковочных рейсов. По факту уложился в 8 даже с небольшим запасом.
От Слюдянки до Листвянки планировал прокатиться одним днем, а для этого нужно было стартовать с раннего утра и соответственно ночевать в Слюдянке. По прилету в Иркутск заехал в магазин за газом. Взял два баллона по 240 мл, но по факту не пользовался газом/горелкой ни разу! Кипяток был всегда и везде.
День первый. 23.03 в 7:30 был на берегу Байкала. Огромное снежное поле, окруженное справа и слева горными вершинами уходило куда-то на север за линию горизонта. Восходящее солнышко подкрашивало всю эту красоту оттенками розового. От берега вдаль уходило несколько петляющих тропинок и слабо заметная колея, похожая на дорогу в нужном направлении… В паре сотен метров от берега стояли рыбаки и чуть в стороне — одинокая, гуляющая по тропинке фигура. Более ни души и тишина! Легкий морозец -12 с непривычки немного ощущался на щеках.
С легким поскрипыванием и похрустыванием четырех с половиной дюймовые колеса покатили по подмерзшей снежной колее… Поход начался!
Поленился сразу спросить у рыбаков про дорогу на Листвянку, из-за чего пришлось сделать небольшую петельку. Дорога от Слюдянки — это лишь небольшой сегмент на северо-восток, в сторону станции Ангасолка. Далее она вливается в основную, более широкую, раскатанную до льда дорогу, от Култука до Листвянки, идущую параллельно берегу Байкала. Дорога отличная, погода шепчет, ветра нет, настроение зашкаливает — что еще нужно для состояния полного счастья для велотуриста!
Главная достопримечательность на участке от Култука до Листвянки — это ветка КБЖД - круго-байкальской железной дороги, построенной в конце 19-го — начале 20-го веков. Это историко-технический памятник. Дорога проходит непосредственно вдоль берега, с множеством тоннелей, мостов, станций. Здесь катают туристов от Култука до порта Байкал.
Байкал 2022, изображение №3
За мысом «Толстый» основная дорога стала уходить западнее, огибая Листвинничный залив, я же взял курс правее, на пересечение залива, прямо на Листвянку. Дорога тут менее популярна, и стало быть менее раскатана. Да и снега в заливе больше — скорость снизилась, усилие на педалях значительно возросло. 18 км до Листвянки пришлось поработать в усиленном режиме, а с учетом того, что это первый ходовой день в этом году — эти 18 км высосали из меня все силы, и последние 5 км я уже думал только о сытном ужине в кафе.
В 18:00 был на берегу Листвянки. Первым делом забронировал хостел, тут проблем с этим нет. Посмотрел на собачьи упряжки, катающие малочисленных туристов и покатил искать кафе.
Отменный борщ, бурятские позы в количестве 6 штук и два пива постепенно вернули силы к первоначальной точке. Хостел «Белочка» оказался в 1,3 км от берега вверх по склону, уютный и чистый со всем необходимым, и вполне демократичным ценником в 700 руб. Хозяйка рассказала, что пару дней назад тут был Егор Ковальчук, который едет на веле в ту же сторону. И что у мыса Кадильного есть трещина 2 метра шириной, и что ее супруг Евгений тоже велотурист… Вот это то, что меня очень привлекает в одиночном туризме — есть время на общение, новые интересные знакомства…
24.03, день второй. Старт поздний, примерно 8:30. После перелетов, переездов, и вчерашнего ударного дня решил немного отоспаться.
От Листвянки в сторону Ольхона накатана широченная ледовая полоса. Это уже туристические места, туда-сюда гоняют экскурсионные Хивусы. Открытый лед позволяет наваливать на всю катушку, и только ветер да трещины могут вносить свои коррективы. Сильных ветров по прогнозам не было, но ветер тут сам в себе — постоянно меняет направление и силу. Вот только что был попутный, и ты порадовался и размечтался о планах, а уже через пять минут он стал боковым, а через 10 — встречно-боковым 8-10 м/с.
В планах на сегодня доехать до Бугульдейки (125 км), там есть известное мне место для ночевки. Погода сегодня пасмурная, переменчивый, преимущественно боковой ветерок. Места знакомые с прошлого похода. Залез на Бакланий камень, заехал в бухту Песчаная к ходульным деревьям…
Трещина на Кадильном за два дня успела полностью замерзнуть, обходить не пришлось. Эх… Возле Песчаной пообщался с туристической группой и покатил дальше к Бугульдейке. Примерно к 20:00 был уже в гостишке. Магазинчик рядом в полной мере удовлетворил все мои потребности в еде и питье .
25.03. День третий.
В планах было доехать до Хужира, а это 140 км. Встречно-боковой ветерок заставил немного подкорректировать «хотелки», да и я же не на марафоне, времени достаточно, надо же еще что-то посмотреть… Поэтому финишную точку на сегодня заменил на МРС (Сахюрта), 95 км.
Изначально планировалось заехать на мыс Крестовский и утес Саган-Зоба с наскальными рисунками. Но между мной и берегом оказалось протяженное поле торосов, и пробраться к берегу не было никакой возможности. Пришлось полюбоваться красотами со стороны и катить дальше.
Пролив Ольхонские ворота у меня всегда вызывает некоторый внутренний трепет, как место силы. Что-то в нем есть загадочное и таинственное. Понятно, что это лишь мое внутреннее их восприятие, но вот и сейчас, уже второй раз за пять лет снова захватывает дух. Пролив! На льду легкий снежный налет, раскатанная Хивусами ледовая полоса/дорога, три человека рассекают по льду на коньках.
Поселок Сахюрта, часто называемый в народе МРС, был пустым, на улице ни души. Говорят, что еще не сезон. Примерно в 19:00 я был в магазинчике, где подсказали место ночевки. Гостишка дешевая, 600 руб., но грязноватая. На кухне вообще бардак. Ну да ладно, чайник есть и отлично. Хозяева топили баню для гостей. За 500 руб. и полчаса времени удалось неплохо напариться и помыться.
26.03 День четвертый, матрасный.
С утра нужно было решить вопрос: куда ехать сегодня, до Хужира, а это всего 45 км, или дальше, например до Онгурена. Но это уже 125+ км и некоторая неизвестность с дорогами. Кроме того, хотелось заехать на Агой, подняться к Ступе, полюбоваться ледяными наплесками Ольхона, погулять по Хужиру… Решено было этот день сделать матрасным! Поэтому я спокойно вернулся к ольхонским воротам для съемок, и посетив все интересующие места, к 15:00 плавненько подъехал к Хужиру.
На льду гулял народ, разъезжали автомобили, катались на коньках туристы. Возле напиленных ледяных глыб заметил пару велосипедов и незамедлительно рванул туда. Это оказались местные научные работники, мониторящие толщину льда. Узнал много интересного. Оказалось лед еще нарастает, неделю назад толщина была 109 см, а теперь 112. Посоветовали хорошую гостиницу на улице Лесной. Уютное место, 600 руб. с носа. Пригласили в баньку за 300 руб и порекомендовали хорошее кафе с местной кухней. На первое — уха из омуля, на второе — омуль запеченный по-сибирски, и конечно же сугудай из омуля! Хозяйка гостиницы делает еще и сувениры ручной работы — такие симпатичные домовята-обереги, называются «Ольхончики». Купил конечно же несколько штук.
27.03. День пятый.
Сегодня начинается неизвестность. Севернее Хобоя мне бывать еще не приходилось. Вариантов маршрута от Хобоя было два: на Онгурен, к западному берегу, и на Ушканьи острова, там есть жилье, и далее, вдоль западного берега на Северобайкальск. Местные рассказали, что «на Хобой лучше не ехать, дороги оттуда очень плохие, но если уже без Хобоя никак, то на Онгурен. На Ушканьи тоже есть, но недавно прошел циклон, много намело снега». На Хобой заехать очень хотелось, это своего рода для меня еще одно место силы, да и я хотел там поснимать с воздуха. Ну что ж, значит на Онгурен!
До Хобоя дорога отличная. Правда погода стала портиться, небо затянуло, поднялся ветерок. Возле Хобоя полно следов от авто, дорог в явном виде не просматривается. Все очень невнятное: вот колея пошла в сторону Святого Носа, вот, наверное, в сторону Ушканьих, а эта куда? Вроде через Малое Море в сторону Онгурена. Ну ок, тогда по ней.
Колея петляла то туда, то сюда, потом стала уходить в сторону Замы. Вот появился след от вездехода «Север» в нужную сторону, еду по нему. Снег достаточно плотный, местами еду прямо по целине. Вот еще группа следов от ширококолесных вездеходов в нужном мне направлении. Ухожу на них. Колея отличная, правда, идет далеко от берега, примерно в 5-8 км, по кратчайшей, на мыс Рытый.
Вот слева остался поселок Онгурён, вот деревня Кочерикова, мыс Кочериковский, и, наконец, мыс Рытый. Там должен быть кордон Байкало-Ленского заповедника, одна из возможных точек для ночевки. Но со льда ничего не разглядел, время еще позволяло, поехал дальше. Впереди были еще из известных мне точек — кордон на мысе Шартлай (12 км), и метеостанция на мысе Покойники (25 км).
На удивление, тут было много открытого льда, что не характерно для этой части озера. Ветерок был попутным, вел снова полетел, врезаясь шипами в твердый байкальский лед. Шипованная резина фэта не так цепко держится на льду, как обычная, узкая. Объяснение простое — давление на лед у фэта меньше, шипы соответственно врезаются хуже. Курс держит прекрасно, небольшое маневрирование тоже, но резкое — нет!
Дорога уже шла в паре сотен метрах от берега. На мысе Антюха заметил высокий домик в два этажа. Оказался очередной кордон заповедника. Время примерно 18:00, 109 км. На ночевку остаться разрешили, но время еще позволяло ехать дальше, да и ветер был попутный. Решил заночевать тут.
Отлично пообщались с инспектором… Раньше думал, что это егеря, но мне объяснили, что егерь это профессиональный охотник, а он — инспектор лесничества!
28.03. День Шестой.
Ветер с утра вроде был попутный, но уже через полчаса стал боковым и даже встречно боковым, и оставался таким на протяжении всего дня. Открытого льда было также много, но по мере продвижения на север снега опять становилось все больше и больше. Мыс Шартлай, мыс Покойники, мыс Заворотный. Ночевка планировалась или на Елохине, там кордон, или на Черемшаном. Торопиться было уже особо некуда. Времени до самолета с запасом.
Байкало-Ленский заповедник продолжается до мыса Елохин. По правилам, на льду/воде находиться можно, а на берег выходить нет! Поэтому большие группы туристов могут встать лагерем только на льду, возле кордона. Берег озера отлично просматривается между кордонами, нарушителей отлавливают, но это не точно .
На мысе Елохин меня встретил Инспектор Юра — веселый, бывалый дядька, много чего повидал в жизни, в свое время служил в Афгане. Отлично пообщались. Угостил блюдом северных народов — Расколоткой. Это замороженная сырая рыба (в этот раз был Хариус), перед едой предварительно отбивается, как бы «расколачивается». Замороженное мясо и шкура отделяются. Соль смешивается с черным перцем, мясо макается в смесь по вкусу, и все, можно есть. Очень вкусно!
29.03. День седьмой.
Цель на сегодня — мыс Котельниковский. Примерно 70 км. На Котельниковском есть база отдыха с термальными источниками. Оттуда до Северобайкальска уже рукой подать, поэтому я планировал отдохнуть там более вдумчиво, чем обычно.
За Елохиным уже было полно снега, точнее, открытого льда уже не было совсем. Осталась лишь хорошо знакомая колея от ширококолесного вездехода. Ветер был боковой, встречно-боковой — в общем, особо не разгонишься. Примерно за мысом Малая Коса снега стало еще больше, в колее стали появляться рыхлые снежные наносы, местами приходилось спешиваться. Километров семь пришлось пройти пешком. За мысом Большая Коса снег стал чуть плотнее, появились рыбаки. Сначала это была Нива, а дальше еще пара внедорожников. Раз есть машины, значит есть хорошая колея! Пересекая залив Большая Коса, в пятистах метрах заметил фигуру человека. Достал фотик, увеличил — это был велотурист, шел пешком встречным курсом, вел катил рядом, а за спиной рыбацкие сани с грузом.
Еще немножко, и я уже в хорошей колее, по которой вполне можно ехать, правда нужен навык. Колея глубокая, сантиметров тридцать. За мысом Мужинай колея стала шире, местами раскатана до самого льда! Жизнь налаживается! К 18:30 был уже на Котельниковском. Итого, 70 км.
База достаточно крутая для этих мест. Красивые корпуса, зимний сад, открытые бассейны с термальной водой. Стоимость проживания в самом бюджетном номере 4700 руб. В стоимость входит хорошее трехразовое питание и пользование всей инфраструктурой. Отдыхающих достаточно много. Парковка вся заставлена машинами. Добраться сюда можно только морем, по льду, и по воздуху. По земле дороги нет. Соответственно в период ледостава и схода льда база не работает. Мобильной связи тут тоже нет. Есть не очень скоростной интернет, доступ к которому открывается только два раза в сутки, и по одному часу. Все.
Время было как раз для ужина, аппетитные запахи не давали думать ни о чем, кроме как о еде. Сегодня на ужин давали: тушенная картошка с курицей (типа жаркого по-домашнему), салат, булочка с маком, компот из облепихи (без ограничений), чай/кофе (без ограничений). Ну а после ужина что? Конечно термальные ванны!
Здесь находится самый горячий на Байкале источник. Вода из-под земли выходит с температурой 81 градус. Перед подачей в бассейн ее смешивают с байкальской водой до температуры 42 в горячем бассейне и 38 в теплом. Термальная вода используется также и для отопления корпусов.
Это сказка — воздух минус 17, вода +42! Нырнул, вынырнул, постоял пару минут, и волосы на голове превращаются в сосульки.
30.03. День восьмой, заключительный. Утром специально встал раньше, чтобы еще разок окунуться в источник. Кайф. Сытный завтрак, ланч-бокс вместо обеда, и вперед..
Дорога от Котельниковского до Северобайкальска прекрасно раскатана до льда. Широкая, правда попадаются места со снежными переметами, но это скорее исключение, чем правило. На полпути до Северобайкальска, возле мыса Лударь находится село Байкальское. Далее, за мысом Красный Яр начинается обширный залив. Дорога стала отклоняться немного к западу, ближе к берегу, мимо острова Богучанский на мыс Слюдянский. Мыс Тыя, являющийся ориентиром на Северобайкальск начал «уходить» вправо. «Странно, почему дорогу накатали не напрямую, через залив, а вдоль берега?» — подумал я. Ответ я получил чуть позже, когда подъехал к берегу возле мыса Онкочанский. Вдоль берега проходит хороший асфальт до Северобайкальска, поэтому транспорт едет сюда, и уже берегом до города. Ну я-то приехал по льду покататься, значит в Северобайкальск должен въехать с моря. Поэтому повернул на восток, обогнул мыс Тыя, и торжественно подкатил к городскому пляжу! Финиш!
До самой северной точки озера у города Нижнеангарск оставалось 20 км. Заезжать туда в планы не входило, да и до поезда оставалось уже мало времени.
Заключение.
Все, что было запланировано состоялось именно так, как и предполагалось, и даже в более расширенном формате. Впечатлений конечно же масса. Погода шептала, лед был отличным, техника не подводила. Ни пуховик, ни спальник с ковриком не понадобились, ночевать в холодных условиях так и не пришлось, горелку ни разу не зажигал, весь газ приехал обратно. Как и предполагал, теплую ночевку можно найти везде. Если ехать с юга, много еды можно не тащить — магазины есть везде, до самого Хужира, а дальше зависит от дальнейшего маршрута.
Велосипед годится, конечно, любой на шипованной резине. Фэт обеспечивает больше уверенности на снегу, переметах, пешком можно ходить меньше, но это не решающий фактор.
График движения:
23.03 Слюдянка — Листвянка, 95 км.
24.03 Листвянка — Бугульдейка 126 км
25.03 Бугульдейка — Сахюрта 95 км
26.03 Сахюрта — Хужир 47 км
27.03 Хужир — Антюха 109 км
28.03 Антюха — Елохин 85 км
29.03 Елохин — Котельниково 70 км
30.03 Котельниково — Северобайкальск 75 км
Спасибо, что дочитали до конца!